Методы развития мышления

Мы, ТРИЗ-педагоги, говорим об изменении содержания образования. О переходе от стремления «набить голову» большим количеством фактов к стремлению развивать мышление. О том, что само мышление, в том числе «прагматика мышления», навык понимания сложностей и решения открытых задач, становятся целью обучения.

В этой статье мы попробуем немного «потрогать» тему методов мышления: «А что это такое, и с чем его едят?»

Метод мышления1 – это, собственно, то самое, с помощью чего мы понимаем сложное или находим новую идею в нестандартной ситуации. 

Если утюг дважды упал вам на ногу, то не нужно никаких методов для понимания, что будет в третий раз. А вот для решения квадратного уравнения метод нужен. А для того, чтобы дойти до машиностроения, людям пришлось придумать и передать поколениям множество всяких методов расчёта, экспериментирования, постановки задач.

Начнём с постановки задач. Правильно поставленная задача – половина решения. А в каком учебном заведении этому учат? И вообще – разве это не удел гениев?

Первые многотомные исторические исследования Тойнби осилил и даже внимательно прочитал в 8-9 лет. Это бывает. Но он не забывал своего детского изумления, ужаса и восторга - он не только сберег, но научился сообщать этот восторг тем, кто не понимает прошлого.

Волосы на голове юного Арнольда вставали дыбом, когда он рассматривал карту мира с указанием даты его сотворения - 4004 год до Рождества Христова (так рассчитал высокомудрый английский епископ), - потому что он внезапно осознал, что китайцы (тогда их было не больше полумиллиарда) не могли быть потомками ни Сима, ни Хама, ни Яфета - они взялись ниоткуда, до Творения, до 4004 года, - и никто вокруг этого не замечал! Кто иной подметил бы, что парик египетского фараона и прическа последнего Палеолога схожи как две капли воды? Равно как одежды скифов и гномов?

Источник: газета "Первое Сентября" 6.09.1997 г.

Видеть противоречия, нестыковки в общепринятых объяснениях – этому можно учить? На наш взгляд – да. Можно и необходимо. Видеть границы теории и практики, задавать себе (прежде всего) и окружающим необычные вопросы, не успокаиваться на «выученном» … 

Суть высокого развития критического мышления, кстати, именно в этом, а вовсе не в готовности спорить о чём угодно с соседом или учителем…

Следующая по важности, по моему мнению, группа методов мышления, позволяющая моделировать действительность, то есть строить модель какого-то процесса, явления в виде решаемой задачи. Например, метод (или навык мышления, если хотите) вычленения вероятных причин явления, ранжирования их, выделение главных в заданном контексте. Это такой высший пилотаж мышления, которым владеет совсем не много людей. Хотя «как-то», «интуитивно» это делает каждый.  

В ТРИЗ-педагогике есть несколько учебных деятельностей, которые развивают упомянутый навык. Ключевой из них я считаю решение оценочных задач – деятельность, имеющую высокую ценность в инженерии и науке. 

Вот пример оценочной задачки, которую я предложил старшеклассникам-олимпиадникам в последнем Креатив-бою:

Посмотрите внимательно на эту картину:

Ноев Ковчег minИсточник картинки

Вы догадались, что здесь изображено? (Ноев Ковчег)2.
Давайте допустим, что вот так и выглядел Ковчег на самом деле. Так сказать «картинка с натуры». Оцените тогда массу всех животных, нашедших спасение на Ковчеге…

Оперировать циферками нетрудно. Трудно понять, что именно, каким способом это можно сделать. Увидеть данные в рисунке и перевести их в цифры и формулы – это уже и мастерство, и искусство3

Пока мы говорили о методах мышления «высокого уровня общности», то есть применительных к широчайшему классу задач. Но есть и методы более специфические. Например, метод эмпатии. Метод предполагает, что исследователь или решатель вживается в исследуемый объект, становится как бы сам этим объектом или его частью… Да, для этого нужно весьма хорошее творческое воображение. Но кто сказал, что оно не тренируется? Ещё как тренируется! 

Александр Флеминг, например, писал, что, встав "на точку зрения микроба", виновного в болезни, и посмотрев на окружение глазами этого микроба, можно лучше понять эволюцию последнего. Напомню, что Флеминг открыл пенициллин, тем самым спас как минимум сотни тысяч жизней и породил новую ветвь медицины4.

Флеминг Александр Флеминг, Нобелевский лауреат.

Есть и специфические математические методы мышления – например, математическая индукция. 

Наша цель в теории обучения – понять, осознать, выделить те методы мышления, которые в наибольшей мере будут востребованы в новом мире. Мире, где искусственный интеллект если и не «правит бал», то «танцует пируэты» уже много лучше нас самих. И научиться передавать эти методы детям в адекватном возрасту виде. 

Другими словами – учить детей творческому, креативному, созидательному мышлению. 

Как минимум для того, чтобы дети были востребованы, осознавали свою нужность в новом мире.  

«Нет ничего практичней хорошей теории» - заметил как-то основоположник статистической физики Людвиг Больцман. Позволю себе слегка перефразировать: «Нет ничего практичней хорошего мышления».   


1. Ну, хотя бы в контексте данной статьи будем так понимать…
2. Конечно, полезно с детьми вспомнить легенду, обсудить конкретную картину.
3. Мы берёмся этому учить в метакурсе «Учись мыслить смело!».
4. Источник фотографии. Автор: Official photographer - http://media.iwm.org.uk/iwm/mediaLib//32/media-32192/large.jpg This is photograph TR 1468 from the collections of the Imperial War Museums., Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=44424438 


Зарегистрироваться на семинары по ТРИЗ-педагогике для учителей можно здесь


Хотите не пропустить новые интересные статьи и быть в курсе наших новостей? Подписывайтесь на рассылку! Письмо со всеми новыми материалами сайта, объявлениями и новостями будет приходить к Вам 1 раз в месяц.

Гин Анатолий Александрович

Гин Анатолий Александрович

Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования.

Провел более 200 семинаров для студентов, учителей, психологов, преподавателей вузов, инженеров и предпринимателей в странах СНГ, Латвии, Польше, Франции, Китае, Южной Корее. Работы изданы на многих языках (белорусский, украинский, эстонский, чешский, польский, английский, китайский, корейский, французский, немецкий...). Автор 15 и редактор более двадцати книг.

Последние опубликованные

Комментарии

  • КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Татьяна Платонова Татьяна Платонова 19.07.2018 13:49
    Очень полезный список, спасибо. Отметила для себя несколько "срочных" :-) книг. Еще очень на меня ...
     
  • КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Люда Ч. Люда Ч. 25.05.2018 12:15
    Благодарю за статью. Особое отношение к Павлу Парфентьеву и его опыту семейного образования. В ...
     
  • КАРТОТЕКА БИОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ

    Валентина Валентина 25.05.2018 07:22
    Спасибо большое, очень интересно))))))